СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. CТАРОРУССКИЙ МОЛЬБЕРТ.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМА СТАРОЙ РУССЫ

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Машина времени - археология

CВЕТ ДЕРЕВЯННЫХ СТРАНИЦ

Археологический сезон 2000 года, несмотря на отвратительную погоду и бесконечные дожди, принес несколько поистине уникальных находок. В ходе раскопок в Новгороде было сделано открытие, поразившее ученый мир и заставившее изменить устоявшиеся представления о начале письменности восточных славян. Документально установлено, что уже в самом начале XI столетия, всего через 20-30 лет после принятия христианства, у восточных славян развивалась самостоятельная письменность. О значении этих находок корреспондент «Родины» беседует с начальником Новгородской археологической экспедиции, заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ академиком РАН Валентином Лаврентьевичем ЯНИНЫМ.

Валентин Лаврентьевич! Вплоть до нынешнею года ученые считали первым памятником письменности восточных славян Остромирово евангелие 1056-1057годов...

— Убеждение в том, что раньше середины XI века ни­какой письменности в Древней Руси быть не может, прочно засело в головах специалистов. В 1928 году вышла в свет классическая работа академика Е. Ф. Карского о славян­ской палеографии, которая до сих пор остается настольной книгой историков. Там черным по белому написано, что на Руси писали на пергаменте, бересте, потом на бумаге, но не на вощеных дощечках (церах). Последний вид письмен­ности был распространен в Западной Европе как естественное продолжение традиций Древнего Рима. Первые сомнения в истинности мнения Карского закрались в то время, когда в Новгороде параллельно с находками берестяных грамот обнаружили орудия письма. Все они (а их най­дено уже свыше двухсот) имели непонятное на первый взгляд устройство, "Рабочий» конец, которым нужно было царапать бересту, никаких вопросов не вызывал, но проти­воположный конец имел форму лопаточки. Зачем она нужна, выяснилось позже, когда в Новгороде в слоях XI - XIV веков стали находить вышеупомянутые церы. На двух из ни: была вырезана азбука — эта дощечка служила наглядным пособием для обучения письму. Стало понятно, почему да же детские послания на бересте были написаны довольнo уверенным почерком — юные новгородцы постигали аз грамоты на этих самых навощенных дощечках. Они был сродни современной школьной доске - надписи можно было стереть, потом делать новые записи и т. д, Но того, что произошло 13 июля 2000 года, не ожидал никто. В слоях конца X — первой четверти XI века XI вообще не рассчитывали найти какие-либо тексты. Дело в том, что самая древняя новгородская берестяная грамота датируется 1030-1040-ми годами. За весь XI век, «первое столетие грамотности российской», было известно 20 достоверно датированных пись­менных документов, в основном фрагменты. А сезон -  99 принес нам еще 10 грамот этого времени. Правда, на Неревском раскопе мы в свое время находили орудия письма на бересте в слоях второй половины X сто­летия, то есть того времени, когда хри­стианство еще не было принято. Но объяснить этот факт тогда было сложно. И вот найден уникальный триптих — три связанные между собой деревянные навощенные дощечки. Первая и третья являются своего рода обложками, и надписи на них нанесены только с одной стороны, а вторая, тоньше остальных, двусторонняя (к сожалению, надписи на ней частично осыпались еще в древности, а в момент находки пострадали от удара лопатой). Итого четыре страницы текста.

 

Цера из Великого Новгорода

 

Какую новую информацию содержит в себе этот памятник?

Нас ошеломил уже первый взгляд на эту находку. На первой деревянной странице, которая сохранилась лучше остальных, были обнаружены 23 строки, исписан­ные мелким почерком. Текст оказался вполне читаемым и знакомым — фрагмент из Священного Писания, начало 75-го псалма. Мы, честно говоря, обрадовались библей­ским строкам, ибо если бы надпись носила светский хара­ктер, было бы практически невозможно восстановить об­стоятельства, о которых там шла речь. Осыпавшиеся фрагменты надписей на воске со второй и с третьей стра­ниц мы аккуратно извлекли из земли. Они производят впечатление типографской наборной кассы, и казалось, что воссоздать первоначальный вид надписей будет очень сложно. Но сохранившиеся фрагменты позволили нам «зацепиться" за текст и установить, что на этих до­щечках содержится окончание 75-го и 76-й псалом. На последней, четвертой странице текст сохранился лучше — вначале следует окончание 76-го псалма, затем надпись, по каким-то причинам затертая еще в древности, и, наконец, продолжение знаменитого 67-го псалма Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его». Академик А. А. Зализняк расшифровал с трудом различимые надписи на бортиках церы, в которых говорилось о том, что эта книга-псалтырь предназначена не для церковной службы и не для отпевания усопших, а для привлечения алчущих знания, Таким образом, перед нами первый учебник, по которому недавно крещенные новгород­цы учились грамоте. Реставрировать дощечки очень трудно — они насквозь сырые и при высыхании коробятся, искривляются и трескаются. Восковой слой придется перенести на про­межуточную деревянную основу, а затем перенести на прежнее место. Найденные в Великом Новгороде церы имеют этапное значение. Древнейшие на сегодняшний день славянские рукописи относятся к концу X — началу XI столетия: это гла­голические листки, кириллическая Саввина книга с Балкан, Остромирово евангелие, Изборник 1073 и 1076 годов и ру­кописи 1090-х годов. Ни одного памятника, написанного на древнерусском языке раньше Остромирова евангелия, наука не знала. Текст наших дощечек именно древнерусский — по авторитетному мнению известного лингвиста академика А. А. Зализняка, в нем содержится ряд особенностей, присущих языку восточных славян и не встречающихся в болгарских древнейших текстах (использование ряда букв и т. д.) Итак, перед нами — древнейшая на сегодняш­ний день книга на русском языке!— 

Судя по тексту дощечек, они не были уникальны в тогдашнем Новгороде. Стоит ли ожидать в ближайшее время достойного продолжения этих удивительных находок?

Ясно одно: в Новгороде уже в первые десятилетия после принятия Русью христианства широко распространилась собственная, отличная от балканских образцов письменность. Правда, сохранностью этого образца мы, скорее всего, обязаны новгородским язычникам, Книга была втоптана в грязь — хорошо известно, что крещение Нов­города проходило очень тяжело, и прежние верования местное население сохраняло еще долго. Находки 2000 года существенно уточнили наши представления о культуре восточно - славянского мира. По своему масштабу обнаружение этих навощенных дощечек вполне сравнимо с археологической сенсацией 1951 года, когда в Новгороде была обнаружена первая берестяная грамота.

А холодным летом 2000 года нашли тысячную в истории отечественной археологии грамоту,..

Как я уже рассказывал читателям «Родины», в ар­хеологическом сезоне 1999 года мы остановились на берестяной грамоте № 915, считая только те, что обнаружила наша экспедиция. Еще 84 берестяных письма археологи раскопали в других древнерусских городах. И вот в 2000-м в слое первой четверти XI века нам попался лист бересты, на одной стороне которого изображен Христос, а на другой св. Варвара, держащая в руках крест, греческое слово «хагиос» (святая) и надпись русскими буквами (без твердого знака) "Варвара». Не скрою, велик был соблазн назвать эту находку берестяной грамотой и присвоить ей тысячный номер. Но, к сожалению, никакой иной информации эта находка не содержит и по всем формальным признакам грамотой считаться не должна. Свято место пусто не бывает — и вскоре в Торжке экспедиция Петра Дмитриевича Малыги­на нашла сразу две берестяные грамоты, соответственно 1000-ю и 1001-ю. Так что по состоянию на 2000 год наши археологи нашли тысячу и одну грамоту. Но и найденный нами лист бересты крайне любопы­тен в контексте славянской истории. Святая Варвара тра­диционно почиталась на славянских землях Южной Балтики, откуда был направлен основной поток переселенцев в новгородские земли (ранее считалось, что эту территорию заселили приднепровские славяне). Варвара считалась небесной заступницей охотников, мореходов, но прежде всего рыбаков. Связи переселенцев с их «истори­ческой родиной» продолжались и в более позднее время, о чем, в частности, свидетельствуют монетные клады, и берестяной лист с изображением святой подтверждает эти выводы ученых. Эта находка поддается точной дати­ровке: на ней процарапана надпись, которая расшифро­вана нами как число 6537 — это дата от сотворения мира, которая соответствует 1029 году от рождества Христова.

Ю.БОРИСЕНОК,

(Журнал «Родина» январь-февраль 2001)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story